Трудности в обучении детей с СДВГ обсудили на вебинаре
Лекцию для шестисот слушателей провёл руководитель Центра поведенческой неврологии ИМЧ РАН
На прошлой неделе руководитель Центра поведенческой неврологии ИМЧ РАН, профессор, д.м.н. Леонид Семёнович Чутко в рамках онлайн-семинара выступил с докладом на тему «Ребёнок с СДВГ идёт в школу». Лекция состоялась на цифровой образовательной платформе для врачей в системе непрерывного медицинского образования «МедЗнания».
Своё выступление Леонид Семёнович начал со знакомства участников с термином «кризис школьной адаптации» или «дезадаптация». Это достаточно популярная проблема, встречающаяся примерно у 30 % детей: в основном у первоклассников и школьников, переходящих в средние и старшие классы. Кризис связан с тем, что ребёнок не успевает приспособиться к новым условиям обучения, и складывается обычно из нескольких составляющих, таких как непонимание материала или отставание от скорости класса, личного отношения ребёнка к школе, поведения и психоневрологии.
– Среди признаков дезадаптации, на которые следует обратить внимание, не только плохие отметки, но и увеличение времени, которое тратится на подготовку домашнего задания, потеря интереса к учёбе, изменение поведения и страх любых форм контроля знаний, – отметил Леонид Чутко.
У кризиса школьной адаптации могут быть различные причины: биологические (патология нервной системы, задержки психического развития), психологические (неадекватное поведение учителя в классе, аномальные типы воспитания в семье), социальные (слишком большая нагрузка, жесткость стандартов поведения). Кризис провоцирует трудности обучения такие как недостаток энергии, когнитивные расстройства, эмоциональные и регуляторные нарушения, нарушения мотивации и коммуникации.
Как рассказал Леонид Семёнович, одна из причин кризиса и возникновения трудностей – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – расстройство поведения и психического развития. Лектор поделился возможными причинами возникновения синдрома, диагностическими критериями. Он также отметил, что многие дети с СДВГ могут страдать специфическими расстройствами обучения, что ещё сильнее усложняет им жизнь. В целом же, в обучении дети с СДВГ отстают от своих сверстников на несколько лет – в старших классах это становится очень серьёзной проблемой.
В финальной части выступления Леонид Чутко рассказал о возможных методах лечения детей с СДВГ с помощью ноотропных средств. Особое внимание он уделил родительскому труду, который поможет детям жить нормальной жизнью: обязательное самообразование родителей и повышение их компетентности; позитивная модель поведения; организация внешней среды ребёнка – списки, расписания, напоминания – всё то, что поможет упорядочить пространство; спокойная помощь в выполнении домашней работы (но нельзя делать задания за ребёнка); похвала и здоровая критика; поддержка; поощрение; в приоритете – факт правильного выполнения задания, а не аккуратность – первое время, пока у ребёнка формируется чувство успеха, можно не обращать внимание на помарки.
Завершилось мероприятие ответами на вопросы слушателей. Всего лекцию в онлайн формате посмотрели более 600 раз.